главная  /  блог  /  Никто не забыт и ничто не забыт... Это вообще про кого?

Никто не забыт и ничто не забыт... Это вообще про кого?

оформление школы к 9 мая


Для современных детей Великая Отечественная – далекая и непонятная война, к которой они не испытывают особых чувств. Однако раз в году, в мае, кругом вдруг расцветают георгиевские ленточки и раздаются военные песни. Внезапно ребёнок должен трепетать от признательности кому-то из-за событий семидесятилетней давности.

Школе приходится балансировать на тонкой грани. С одной стороны, нужно донести величие победы и ее значимость для сегодняшнего дня. Значимость историческую и личностную — на уровне переживания и сочувствия. С другой стороны, нужно не свалиться в набор бессмысленных для ребенка маскарадно-праздничных штампов.

Не будем пока касаться торжественных мероприятий: концертов, линеек и возложения гвоздик к вечному огню. Я, как дизайнер, попробую рассказать, как можно оформить школу к 9 мая и вовлечь в это учеников.

Не держитесь за старое

Почти все школьные стенды и музеи, посвященные Великой Отечественной, безнадежно устарели.

Похоронно-мемориальное настроение усиливается кустарным внешним видом: танки с отломанными пушками и каски из папье-маше. Тональность — где-то между истерикой и экстазом. Навязшие на зубах лозунги: "Поклонимся великим тем годам" и, конечно, "Никто не забыт и ничто не забыто". Не обольщайтесь, забыто. И виной тому простыни текста мелким кеглем и зернистые черно-белые фото, которые никого не убеждают поклониться.

музей в школе, посвященный 9 маю

Примеры “классических” стендов в школе.

Детям нужна другая подача и тональность. Помните про четыре важные вещи:

  1. Важно доносить информацию не только на фактическом уровне — чтобы события укладывались в систему — но и на эмоциональном — чтобы “цепляло”.
  2. Важен не только общий план — масштабность войны, ее ключевые моменты и суть — но и ближний, с фокусом на отдельных людей: мужчин, женщин, детей. Это поможет ребятам соотнести себя со сверстниками, которые участвовали в войне, сопереживать и сочувствовать им.
  3. Важна структурированность и проработанность. Экспозиция должна легко восприниматься. Пусть она будет наглядной: с короткими, простыми поясняющими текстами и пиктограммами.
  4. Важно, чтобы это было современно: без экзальтации, человечно и искренне. В этом куда больше уважения к истории, чем в сотне зазубренных из-под палки стихотворений.

оформление стены в школе, поствященной ВОВ

оформление стены в школе, поствященной Великой Отечественной Войне

Персонализируйте. Расскажите историю, найдите связь с вашей школой, районом и учениками.

Война для современных детей абстрактна (и слава богу!). Чтобы они поверили в нее и осознали ее события, нужно нащупать точку соприкосновения между “грозными годами” и миром, в котором они живут сегодня.

Найдите фотографии вашего района или школы в годы войны и сейчас. Расскажите истории дедов и прадедов ваших учеников или учителей. Не нужно длинных текстов — приберегите их для сайта и соцсетей. В музее или на стенде информация должна быть наглядной, а текст — коротким и емким. Вставляйте фотографии, письма или другие предметы, но помните: они хороши не сами по себе, а только как часть вашей истории.

И не забывайте выдержать всё в общем стиле, чтобы элементы сочетались друг с другом.

Вовлекайте учеников, учителей и родителей.

"Бессмертный полк" — гениальная находка именно потому, что дает каждому в отдельности и всем вместе нащупать связь с войной, поговорить о ней, ощутить свою сопричастность.

Эту идею можно развить и в пространстве школы: сделайте свой бессмертный полк. Это свяжет ребенка, его семью, школу, учителей и военное прошлое в едином пространстве. Война может объединять. У меня воевал дед, у учителя музыки Маскима Михайловича — бабушка, и у тебя тоже кто-то воевал. Всё это делает нас одним целым.

Бессмертный полк для оформления школьной стены

Обновляйте

Память о войне не должна быть монолитом, застывшим во времени и пространстве. Если что-то не меняется — оно мертво и не вызывает интереса. Часто бывает так: оформили стену или музей, полюбовались, пофотографировались и забыли лет на пять.

Экспозиция может быть съемной и временной — на апрель-май. А в следующем году лучше подготовить новую тему и новое воплощение. В дизайне можно предусмотреть модульность: возможность добавлять что-то новое или менять отдельные части. Например, в "Бессмертном полку" можно легко менять фотографии или добавлять новые.

"Дети теперь не те", они "не помнят о войне", "не чтят подвиг дедов и прадедов"... Это чепуха. Если они не помнят и не чтят, то лишь потому, что им не дали такой возможности. Сделайте в школе так, чтобы они помнили и чтили вместе с вами. Хотя бы попробуйте.

У нас есть готовые предложения, как оформить школу к 9 мая. Оставьте заявку и мы вам их вышлем.

наверх
наверх